НАВИГАЦИЯ
`

Семья Александра Бенуа, первые детские впечатления

Бенуа принадлежит к мастерам, идейно-эстетические позиции которых складывались в непосредственной связи с условиями русской действительности и художественной жизни конца 1880-х — первой половины 1890-х годов. При этом в его воззрениях и художественных концепциях, пусть претерпевавших позднее разительные изменения, всегда просматривается определенный фундамент, сложившийся еще в годы детства и юности. Рассказывая о себе и анализируя свой путь в многочисленных статьях-воспоминаниях и мемуарных книгах, художник справедливо настаивал на решающей роли тогдашних впечатлений и восприятий в формировании этого своеобразного эстетического стереотипа. Не останавливаясь на детских годах мастера, напомним лишь, что они протекали в кругу обширной семьи, как раз тогда преобразовывавшейся в художественную династию большинство ее членов были видными зодчими (академики архитектуры Н. Л. и Л. Н. Бенуа), живописцами (академик акварельной живописи Альберт Бенуа), скульпторами (Е. А. Лансере, А. Л. Обер). Восторженное отношение к памятникам петербургского барокко и классицизма, к паркам и дворцам столичных пригородов во многом определило характер художественных взглядов и симпатий Бенуа. Но, воплощая красоту патриархального прошлого, старый Петербург выглядел беззащитным перед варварством всемогущей промышленной эпохи. По словам Бенуа, именно эти детские ощущения предопределили его обостренную чувствительность к памятникам архитектуры и искусства ушедшего столетия, ту черту характера, которую он сам именовал «историческим сентиментализмом».

Семья Бенуа

В семье Бенуа — семье художников — все интересы были сосредоточены на искусстве. Здесь непрестанно говорили и спорили о зодчестве и музыке, театре и литературе, скульптуре и живописи. Здесь постоянно рисовали и «акварелировали» как мужчины-профессионалы, так и женщины-любительницы, даже дети. Рисуя под руководством отца, осваивая акварельную технику при помощи Альберта, Александр Бенуа с особым уважением вспоминал позднее уроки рисования и перспективы, которые брал у другого родственника — скульптора-анималиста А. Л. Обера, «преподававшего по системе Чистякова». Впрочем, его интересы распределялись довольно равномерно между живописью, музыкой и театром. В семье поддерживался подлинный культ музыки и сцены. Бенуа неплохо разбирался в музыке. Он мастерит и свой театр — театр марионеток, делает для него декорации, костюмы, ставит спектакли. И на всю жизнь рядом с любовью к «настоящему» актеру сохранит детскую тягу к кукле — «подобию человека» и к ее «таинственной, загадочной жизни». Праздником были для него также спектакли петрушечного театра и балаганные представления на Адмиралтейской площади и Марсовом поле. Мудрено ли, что он мечтал стать театральным декоратором?

 

 

 


Читайте также...