НАВИГАЦИЯ
`

Политические взгляды Бенуа (1905 год)

Отношение Бенуа к революции 1905 года

Революционные события в Петербурге ставили перед каждым художником вопрос: с кем идти дальше? Первым, как известно, ответили на него Серов и Поленов. Роль, которую играет в художественной жизни Бенуа, авторитет идеолога и критика, казалось бы, должны заставить и его найти свое место в борьбе. Но в статьях, о которых выше шла речь (опубликованы в первой половине января 1905 г.), отсутствует даже намек на события, колыхнувшие Россию. Бенуа-критик и художник — пытается остаться «над схваткой», интересы искусства, которыми он поглощен, прекраснодушное убеждение, что политика и музы независимы друг от друга, заслоняют от него борьбу масс.

Он хочет заниматься «своим делом», вновь и вновь повторяет, что миссия художника — доставлять людям радость, открывать в жизни прекрасное, показывать как изумителен и неповторим мир, природа, краски. Он следует за Достоевским: «Красота спасет мир».

Он против всякого насилия. Он — за гуманность. Ему страшно: происходящее кажется катастрофой, угрожающей вечным ценностям культуры и особенно любимому Петербургу. А искусство? Оно должно примирять, а не разжигать страсти.

Воззвание о реформе Академии художеств «Голос художников»

В 1905 году Бенуа ставит свою подпись под воззванием, составленным Добружинским, «Голос художников». Можно с большой натяжкой сказать, что это был один из немногих политических жестов художника. Но всё таки в первую очередь Бенуа руководствовался интересами русского искусства. Вопрос о реформе Академии художеств кажется теперь вполне реальным: друзья прочат его в вице-президенты повой, «идеальной» Академии. Отказываясь («У меня нет ни охоты, ни таланта властвовать»), он все же посылает в «Слово» обширную статью «Художественная реформа»: развернутый проект организации министерства искусств, способного, устранив аккадемию и дирекцию императорских театров, стать во главе перестройки всей художественной жизни страны в. Это предложение не получает поддержки — ни слева, ни справа.

Отстранённость Бенуа от политических журналов, с которыми работают его соратники по «Миру искусства»

В 1905 году Добужинский и Лансере вместо с Кардовским, Чехониным и Щербовым с энтузиазмом работают в сатирическом журнале «Зритель», где публикуются острые политические карикатуры, разоблачающие самодержавие. Затем возникает «Жупел», идейным вдохновителем которого становится М. Горький — союз с ним знаменателен для новой идейно-творческой ориентации художников «кружка Бенуа». В «Жупеле», опровергая ходячее представление о мирискусниках, стоящих над борьбой классов, встречаются почти все бывшие участники «Мира искусства»: к сотрудникам «Зрителя» присоединяются Серов, Бакст, Билибин, Остроумова-Лебедева, Сомов, Враз, Грабарь. Здесь работают также Кустодиев и Анисфельд. От эстетизма п пассеизма остается лишь воспоминание. Чувство гражданственности, пробужденное революцией, заставляет забыть об «искусстве для искусства»: концепция эстетического протеста подвергается сильнейшему воздействию социально-протестующих идей.

Среди сотрудников редакции стоит и имя Бенуа. Между тем в общей работе он не участвует: даже ближайшие друзья — Серов, Сомов, Лансере, Философов, Нувель — осуждают его как идейного отщепенца. В письмах, идущих из Петербурга в Париж, звучит возмущение. Здесь следует подчеркнуть настойчивую сплоченность, с которой лидеры бывшего «Мира искусства» борются за пересмотр идейно-политической позиции своего вождя.

Но даже когда вместо закрытого полицией «Жупела» возникает журнал «Адская почта», издателем которого выступает Лансере, и мир искусники переходят туда, имя Бенуа встречается в списке сотрудников лишь первых двух номеров; в политических увлечениях друзей он видит недоразумение.

Василий Дмитриевич Поленов


Читайте также...