НАВИГАЦИЯ
`

Общественно-политическая деятельность Бенуа по сохранению культурного наследия после октябрьской революции

Наутро после штурма Зимнего дворца Бенуа разыскали специальные большевистские комиссары. «26-го прошлого месяца (октября),— докладывают они Военно-революционному комитету,— мы обратились к А. Н. Бенуа, вместе с которым выработали план действий по ограждению художественных сокровищ. Первым делом мы направились в Эрмитаж и Зимний дворец»

Причины, по которым Советская власть обратилась именно к нему, объяснимы. Многолетняя борьба Бенуа за защиту и охранение художественного наследия была подкреплена в канун Октябрьской революции ясной общественно-политической позицией, занятой им в политической публицистике. Один из ближайших сотрудников М. Горького, он пользовался доверием также со стороны много лет знавшего его Луначарского. Есть основания предполагать, что Луначарскому и принадлежала инициатива привлечения художника к разработке первоначального плана действий по охране сокровищ искусства, ставших собственностью народа.

Бенуа и Добужилский – участники работы по урегулированию плана Петрограда

Одно из направлений деятельности Бенуа связано с архитектурой. Бенуа и Добужинский участвуют в работе совета по урегулированию плана Петрограда и его окраин, выступают в качестве экспертов в руководимой И. А. Фоминым архитектурной мастерской, образованной при Совете 3. Бенуа публикует статьи о памятниках зодчества, архитектурно-художественных комплексах петроградских пригородов («Дворцы-музеи», 1923) и ленинградских особняках (1924). Он горд тем «изумительным явлением, что наиболее критические моменты русской революции прошли почти без ущерба для исторических и художественных памятников»; тем ответственнее задачи по их изучению, сбережению, реставрации. И совместно с другими мастерами «Мира искусства» работает в различных совещаниях и комиссиях, в частности, в художественно-исторической комиссии Зимнего дворца и Комиссии по охране памятников искусства и старины.

Участие в музейном строительстве

В качестве члена Коллегии по делам музеев при Наркомпрессе он участвует в музейном строительстве. Созданный десять лет назад по его инициативе Музей старого Петербурга, разрастаясь, преобразуется в 1918 году в отдел Музея города, организованного в здании Аничкова дворца. С февраля 1918 года художник деятельно способствует налаживанию работы Русского музея: избранный членом совета художественного отдела, он участвует в организации новой экспозиции русского искусства XVIII—XX веков (открыта в декабре 1922 г.), ведет исследовательскую работу, пишет о прошлом русского искусства.

1918 год – Бенуа заведующий картинной галереей Эрмитажа

В ноябре 1918 года Бенуа начинает постоянную работу в Эрмитаже: он, некогда первым поставивший в печати вопрос о том, что Эрмитаж должен стать «общедоступным», избран заведующим самым крупным отделом музея — картинной галереей.

Художник обследует частные коллекции в домах Юсупова, Строганова, Шереметева, Шувалова, в царских дворцах Гатчины, Павловска, Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума. Он знал их и прежде, о многих писал. Теперь он встречался с ними, облеченный правом отбора всего лучшего в музей, ставший народным; произведения, хранившиеся в будуарах, спальнях и гостиных, нескончаемым потоком идут в Эрмитаж. Возникают гигантские запасы — залы Зимнего дворца заполняются тысячами картин; сложенные штабелями, они нуждаются в сохранении и реставрации, в изучении. Бенуа налаживает научно-исследовательскую работу, редактирует научные издания, консультирует, выезжает на экспертизы, выступает с докладами о музейной деятельности. Результаты собственных изысканий он публикует в «Сборниках Государственного Эрмитажа», а в популярных журналах пропагандирует коллекции музея. Музей для него — не паноптикум, уныло демонстрирующий зрителю произведения мастеров прошлого или повествующий о зигзагах исторических стилей и вкусов, а живой организм, полный светлой и бодрящей силы искусства, пробуждающий в людях благородство, любовь к красоте мира, к жизни. Его всегдашнее стремление к «общественному служению», к «учительству», к передаче знаний и опыта получает новую трибуну.

Когда художественные ценности, эвакуированные Временным правительством в Москву, осенью 1920 года возвратились обратно, Бенуа немало потрудился, чтобы Эрмитаж вновь стал доступным для посетителей. Под его руководством одна за другой открываются выставки новых поступлений: произведений ранней итальянской живописи (каталог предваряет статья Бенуа), картин французских мастеров XVII—XVIII веков, итальянской живописи XVII—XVIII веков, западного искусства XIX века (прежде экспозиция заканчивалась XVIII веком). А в 1924—1926 годах осуществляется полная перевеска картин, ставшая значительным этапом в истории Эрмитажа: вместо прежних двадцати двух залов картинная галерея занимает сорок шесть, экспозиция приобретает несравненно большую историческую последовательность и логическую ясность.

Работа в Эрмитаже (и Русском музее) проводилась в те годы в обстановке постоянной борьбы с нигилистическими тенденциями «левых», которые, прикрываясь лозунгами «революционности», выступали против классики, за ниспровержение «капиталистического искусства» во всех его формах и построение на его место «производственной» культуры победившего пролетариата. Нужно ли говорить о заслугах Бенуа в сохранении крупнейших музеев Петрограда, в том, что в трудных условиях периода гражданской войны и иностранной интервенции они превратились в оплот реалистических традиций, в сокровищницу художественного опыта?

Музейным строительством увлечены были тогда многие близкие ему художники — Браз и Верейский, Яремич, Воинов и Митрохин. Плодотворнейшую работу в Третьяковской галерее возглавлял Грабарь. При этом принципы комплектования и создания научно обоснованной экспозиции, за которые еще недавно приходилось бороться, становятся господствующими. По-видимому, эстетическая программа «Мира искусства» оказалась близкой не только государственной политике в области защиты и охраны памятников культуры и искусства (спустя много лет приведшей к образованию массового Всероссийского общества охраны памятников искусства и старины), по также целям и задачам нового музейного строительства.


Читайте также...