НАВИГАЦИЯ
`

Массовая эмиграция русских художников после революции и отношение к ним отечественной историографии XX века

Вдали от родины в разное время оказались И. Е. Репин и Н. К. Рерих, А. И. Куприн и Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин и С. С. Прокофьев. С. В. Рахманинов и М. М. Фокин и немало других видных мастеров. Судьбы их сложились по-разному. Шли годы, десятилетия, и для тех, кто не смог возвратиться, был болен, стар, полунищ, жизнь превратилась в трагедию. Лишь немногие там, на чужбине, обрели творческое равновесие и признание. Потеря родины, отрыв от родной почвы, от интересов и жизни своего народа, кого в большей, кого в меньшей степени, карали жестоким творческим кризисом. Некогда сильные мастера превращались в далеких от жизни, лишенных большой аудитории профессионалов-ремесленников, угасающее творчество которых блуждало в замкнутом кругу привычных тем и образов. Политическая незрелость, разрыв между

Долгое время почти все художники, числившиеся в эмигрантах, попросту списывались со счетов отечественной культуры, а деятельность их стояла за пределами интересов советского искусствознания. Ущербность такого подхода сказывалась в том, что небрежение к «заключительным этапам» творческого пути ряда выдающихся художников отнюдь не способствовало построению целостной и научно-обоснованной панорамы развития русской художественной культуры предшествующего периода — конца XIX — начала XX века.В последние годы, мы всячески стараемся вспомнить и осознать, утерянные страницы истории.

Вопрос о творчестве русских художников, в годы строительства и утверждения социализма работавших за рубежами родины,— проблема, изучение которой, по сути дела, еще не начато нашим искусствознанием. Она касается, однако, изрядного количества мастеров, оказавшихся за границей по разным причинам. Одни, не принимая новый строй, другие, ставшие жертвой теории о том, что искусство должно стоять вне политики, а художник обязан держаться в стороне от партий и классовой борьбы, стремились обеспечить себе творческое спокойствие, третьи спасались от голода и разрухи или прельщались посулами торговцев искусством. Среди них были люди, настроенные воинственно против Советской власти. Были бездарные лишние люди. Но были и блестящие живописцы, писатели, музыканты, способные создать много ценного и нужного для русской культуры, для своего народа.

Продолжая творить, мастера «Мира искусства» нередко даже на чужбине боролись за традиции русского искусства и отстаивали реализм. Некоторые же из них, чьи произведения и архивы возвратились на родину (это частично относится и к Бенуа), ныне оказались «вновь открытыми» отечественными зрителями и читателями.


Читайте также...