НАВИГАЦИЯ
`

Жизнь и работа в оккупированной Франции, аресты родственников

Трагедия второй мировой войны и ужасы фашизма не оставили художника в стороне. Опозоренный Париж в руках гитлеровцев. Казни, тюрьмы, расправы. Лучшие представители потерпевшей полный идейный крах эмиграции ищут свое место в рядах французского Сопротивления. Арестованные гестапо зять и внук Бенуа помещены в фашистский лагерь как русские заложники; в лагере голод, ежедневные расстрелы. В 1943 году первый способный художник-график Ю. Ю. Черкесов кончает самоубийством, второй живописец А. Ю. Черкесов выходит из лагеря с тяжело травмированной психикой. Не выдержав испытаний, заболевает, а затем умирает жена Бенуа. Мастеру за семьдесят. Дряхлый, одинокий, больной, он в полных безысходности письмах сыну в Милан говорит о том, что все надежды связаны только со сводками, идущими с Восточного фронта. В обстановке войны он с особой остротой чувствует себя русским.

Несмотря на все невзгоды, Бенуа продолжает творить. А победа России только вдохновляет его

Но как живуча в этом человеке любовь к искусству! Он продолжает работать, несмотря ни на что. Творчество помогает превозмочь все невзгоды. При этом все, что он создает в годы войны, посвящено России: картины-воспоминания («Белые ночи»), немногие спектакли, книжная графика. И на этот раз он обращается к Пушкину: среди его иллюстраций наиболее интересна новая серия к «Капитанской дочке» (1944—1945). Здесь рисунки для каждой из четырнадцати глав пушкинской повести, в которой мастер видит теперь утверждение неисчерпаемых сил народа. Русской культуре посвящен и последний литературный труд — статья мемуарного типа о Дягилеве и русском балете. Великая победа Советского Союза в войне против фашизма переполняет художника гордостью.


Читайте также...