НАВИГАЦИЯ
`

1910 год – создание общества «Мир искусства»

В начале октября 1910 года под руководством Бенуа в Петербурге создается новое объединение. После длительных обсуждений оно принимает старое название «Мир искусства». Его первоначальный состав: Л. С. Бакст, А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, М. В. Добужинский, В. Д. Замирайло, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, К. С. Петров-Водкип, Н, К. Рерих. Н. Н. Сапунов, В. А. Серов, К. А. Сомов, Д. С. Стеллецкин, Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яромич.

Поддержка и пропаганда нового общества составляют теперь главную задачу Бенуа. При этом критик настаивал на том, что название общества — лишь романтическая дань воспоминаниям молодых лет. Неверно не видеть, что учредители общества смотрели на дягилевский «Мир искусства» как на исходный пункт плодотворной традиции; но куда более важны и принципиальны различия между обоими объединениями. Тем досаднее, что одинаковость названия гипнотизирует некоторых исследователей еще и сегодня, приводя порой к рассмотрению общества «Мир искусства» как непосредственного преемника дягилевского журнала и его выставок, а «мирискуснической» эстетики и художественной критики как чего-то устоявшегося, неизменяющегося, целостного. На самом же деле «Мир искусства», начавший деятельность выставкой 1911 года, не многим напоминал дягилевский: у него иные цели и задачи, новые друзья и новые враги; да это и не журнал, от имени которого устраиваются экспозиции, а выставочное общество, доброжелательно открытый для всех обладающих высокой профессиональной культурой лагерь, под знаменем красоты разбитый в самом центре художественного фронта. Прослеживая его историю, трудно не увидеть, как с каждой выставкой усиливаются именно эти черты — черты различия, с каждым годом обновляется состав, в число членов и экспонентов вовлекаются представители новых течений.

Состав нового «Мира искусства»

У общества новый состав вождей. К. А. Коровин и Ф. А. Малявин в нем не участвуют. Ушли из жизни Врубель, Серов (имя которого в момент организации «Мира искусства» Бенуа по праву поставил первым среди лидеров), Ционглинский. Дягилев и Бакст переехали в Париж. Философов стал идейным врагом Бенуа, Нувель и Нурок далеки от интересов общества. Из ветеранов, не считая самого Бенуа, остался один Сомов. Но критик хорошо понимает, что творчество этого мастера в новых условиях не может служить знаменем движения — недаром, относясь к нему с уважением, Бенуа не посвящает Сомову, некогда стоявшему в самом центре его печатной пропаганды, ни единой персональной статьи. С тем большей радостью он отмечает развивающееся творчество Лансере, Добужинского, Грабаря, Остроумовой-Лебедевой, Кустодиева, Билибипа и Стеллецкого.

Первый председатель «Мира искусства» - Н. К. Рерих. Это показательно: ориентация на западную культуру, бывшая одним из ранних лозунгов первого объединения, отошла в историю. Серьезных разногласий о путях развития национального искусства России, которые напоминали бы о давней полемике западников и славянофилов, больше нет. В эссе о Рерихе критик рассказывает не только о творческом пути мастера, но и о собственном трудном пути к Рериху — от непонимания и неверия, через колебания и сомнения к признанию. Это и рассказ о процессе сближения взглядов, на рубеже веков казавшихся непримиримыми.

 

 

 


Читайте также...