НАВИГАЦИЯ
`

1902 год - выпуск журнала, «Художественные сокровища России» - филиал «Мира искусства»

Именно благодаря Бенуа — он первый настаивал на том, что нужно вырвать из забвения русскую «лживую старину» и, прежде всего, искусство XVIII и начала XIX века,— воскрешение и пропаганда наследия старых отечественных мастеров становится одной из главных задач «Мира искусства». Цель его статей о XVIII и первой половине XIX века — настоящая борьба за пересмотр сложившихся взглядов на эту художественную эпоху, и ежемесячный журнал «Художественные сокровища России», который Бенуа создает и редактирует с начала 1901 до конца 1902 года, вполне может быть расценен как своеобразный филиал «Мира искусства». Задача — систематическая пропаганда памятников русской культуры, большинство которых в то время было мало кому известно. В докладе, излагающем программу журнала, Бенуа доказывает, что, только заинтересовав искусством массы, можно способствовать развитию художественной культуры. Задачу эту выполняют музеи. Но еще большую роль могут сыграть иллюстрированные издания — те же «музеи», но умещающиеся в домашних библиотеках.

Облик и направленность нового журнала

По своему внешнему облику «Художественные сокровища России» продолжают линию, намеченную «Миром искусства»: в оформлении участвуют Лансере, Бакст, Добужинский, Сомов, Бенуа и Яремич, тонкий знаток русского искусства, примкнувший в это время к кружку. В журнале публикуются произведения XVIII и первой половины XIX века, находящиеся в музеях, и произведения из частных коллекций, обычно труднодоступные, а широкому зрителю даже совершенно неизвестные; воспроизводятся полузабытые памятники зодчества, прикладного искусства, художественной промышленности. Последние не группируются в особые разделы, а даются «рядом с картинами и статуями, вперебивку», чем подчеркивается отношение к этим видам искусства как к равноправным и высоким. Так статья о Д. Г. Левицком публикуется рядом с исследованием «Золотая табакерка...», а «Деталь янтарной комнаты в Большом Царскосельском дворце» — рядом со статьей «Выставка русской портретной живописи за 150 лет (1700—1850)», дающей обзор превосходной экспозиции в залах Академии наук в 1902 году. Построенные на архивных материалах, статьи редактора рассказывают о художественной культуре эпохи Петра первого, целые выпуски посвящаются Оружейной палате, памятникам Петергофа и Ораниенбаума. Отметим, что именно Бенуа впервые ставит вопрос о самобытности Петергофского комплекса («Петергоф в XVIII веке»). Другие выпуски знакомят читателей с собраниями Строгановского дворца, коллекциями М. П. Боткина и П. П. Семенова, с музеем С. И. Щукина, галереей драгоценностей Эрмитажа.

Бенуа выпускает два тома журнала за 1901 и 1902 годы, подготавливает материалы к третьему тому (1903), но окончательная редактура последнего проводится уже А. Праховым. Бенуа же с не меньшей энергией продолжает свою деятельность в «Мире искусства». В 1902 году он становится соредактором Дягилева, в 1904-м — заведующим ретроспективным отделом. Теперь выпуски, редактируемые Дягилевым и посвященные современному искусству, чередуются с номерами, посвященными истории искусства, под редакцией Бенуа (по своему плану и характеру они походят на «Художественные сокровища России»). Бенуа популяризирует памятники села Архангельского, архитектуру московского классицизма, народное творчество Русского Севера. В этих номерах нельзя не усмотреть попытки своеобразной гибридизации программ и принципов обоих журналов.

 

 


Читайте также...