НАВИГАЦИЯ
`

«Вечера современной музыки» - ещё один филиал «Мира искусств». Пропаганда музыки и театра

Отсутствие профессиональной замкнутости, живой интерес к смежным видам искусства, работа на стыках с ними существенная особенность нового типа художника, формирующегося на рубеже веков. Складываются новые взаимоотношения с музыкой — участники «кружка Бенуа» не просто слушатели-меломаны, но знатоки классики и энтузиасты, в жестокой полемике с рутинерами отстаивающие новейшие искания. Основанный в 1901 году Нувелем, Нуроком, В. Г. Каратыгиным и курируемый Бенуа кружок «Вечера современной музыки» — музыкальный филиал «Мира искусства», с успехом выполняющий программу ознакомления петербургской публики с современной музыкальной культурой; именно на его концертах впервые в России прозвучали произведения Дебюсси, Равеля, Франка.

В сферу постоянного внимания мастеров кружка входит и театр. Ведь если для них книга — «коллективное произведение», контактирующее литературу с живописью и графикой, типографским и издательским искусствами, то не менее привлекателен театр: столетие назад Пьетро ди Готтардо Гонзага не только указал на синтетическую природу театрального искусства, но и обосновал это теоретически в своем трактате «Музыка глаз» («La musique des yeux», 1807). С другой стороны, историки и теоретики театра конца XIX века все внимательнее анализируют вопрос о многогранности спектакля как эстетического явления, рождающегося из сотворчества драматурга, режиссера, композитора, актера, художника, рассматривают взаимосвязь его художественных компонентов. Появляются и первые серьезные труды, трактующие проблемы постановочного искусства и работы художника. В практике молодого Станиславского уже просматриваются творческие контуры будущего режиссерского театра, сменяющего традиционный театр актера, а появление на Мариинской сцепе Шаляпина настоятельно ставит вопрос о художественной целостности спектакля. В то же время теоретики символизма, анализируя специфику и границы каждого вида искусства, особое внимание обращают на музыку: наиболее полно и широко отражающая духовную жизнь и гармонию мира, музыка должна быть поставлена над другими искусствами.

Методика возрождения искусства в объединении различных направлений культуры. Театр – высшая форма такого объедиения

В этих условиях чрезвычайно перспективной оказывается и основная эстетическая идея «кружка Бенуа» — художественный синтез как высшая цель культуры. Она вытекает из теории равноправия и «единости» всех искусств, некогда разработанной молодым Рихардом Вагнером. Рассматривая взаимоотношения между природой, общественной жизнью, наукой и искусством, Вагнер видел опору творчества в народных массах, не испорченных антихудожественностью современного общества. Капиталистическая продажность и профессиональная изолированность отдельных видов искусства могут привести лишь к его гибели. Возрождение возможно только через возврат к единству искусств, существовавшему в античной культуре. Однако «искусство будущего» должно стать не простым возвратом к старому, а новым синтезом всех искусств, слиянием танца, музыки, поэзии, живописи, зодчества, скульптуры. Высшее проявление этой «единости» надо искать в театре — в музыкальной драме.


Читайте также...