НАВИГАЦИЯ
`

Закрытие журнала «Мир искусства» - 1904 год

Конфликты внутри редакции

К тому же созданный художниками и первоначально почти целиком посвященный изобразительному искусству, журнал все большее внимание уделял театру и музыке. Литературная же часть, все разрастаясь, образовала самостоятельный отдел беллетристики (1903 г.), вызывавший серьезные опасения у художников. Философов держал курс на «новейшие достижения русской мысли» (Мережковский, Гиппиус, Шестов, Розанов и др.), и «Мир искусства» все более напоминал редактировавшийся Мережковским и Философовым «Новый путь» — орган литературного символизма и богоискателей из «Религиозных и философских собраний». Это приводило к конфликтам внутри редакции. Отношения между Бенуа и группой Философова — Мережковского стали натянутыми. Серов, Бенуа, Бакст, Грабарь считали, что философским рассуждениям религиозно-мистического или ницшеанского плана отводится непомерное место, а совмещение литературного символизма с художественным направлением мир искусничества недопустимо. «Мир искусства» объединил «друзей разного рода оружия»,— разочарованно признавал Философов. «Художники не выносили реакционных литераторов и философов, разглагольствовавших на страницах журнала, соседних с теми, где воспроизводились их картины; литераторы и философы от души презирали «этих тупых и невежественных мазил»,— вспоминает Грабарь. Ему же принадлежит и следующая характеристика положения в редакции: «Философские отвлеченности и рассуждения нам так надоедали и, особенно, «главная specialite» — тревожение косточек Достоевского и Ницше и склонение во всех падежах таких великолепных вещей, как «глубины духа», «великие плоскости», «бездны тайны» и прочая белиберда (А. Белый)».

Отсутствие финансирования «Мира искусства»

Трудное время переживал и журнал. Он себя не окупал, а под воздействием различных причин как Тенишева, так и Мамонтов отказались от финансовой поддержки. Дягилев увлекся новыми замыслами — он задумал монографию о Д. Г. Левицком, организовывал большую выставку русских портретов (активное участие в собирании произведений и в их атрибуции принимал Бенуа). Наконец, в 1904 году журнал лишается казенной субсидии, которую выхлопотал для него Серов.

Журнал прекращает свое существование

В 1904 году журнал прекратил существование.

Кратковременная выставочная и журнально-пропагандистская деятельность «Мира искусства» была сопряжена со множеством методологических и иных противоречий. Все же вне его воздействия трудно объяснить феномен динамичнейшей эволюции зрительского интереса и восприятия живописи зрителем в эти годы. (Характерной в этом плане можно считать смену эстетических пристрастий у Блока — от Шишкина, Бакаловича и Волкова в 1898 г. до Врубеля в 1904-м.) С другой стороны, в перспективах развития искусства отчетливо просматривались новые пути и новая проблематика.

 


Читайте также...