НАВИГАЦИЯ
`

Иллюстрации в журнале и их влияние на отечественную книжную графику

В 1899 году Бенуа увлекается искусством книги. Знаток и ценитель старых изданий, он изучает историю книги и иллюстрации, закономерности книжного украшения и орнаментации. Во многом благодаря ему в среде мир искусников складывается настоящий культ красивого и изящно оформленного издания. На первой стадии широко задуманной реформы русской книги задача, по Бенуа, состояла в том, чтобы, организовав «массовый поход» больших мастеров в книгоиздательское дело, вытеснить традиционно господствовавших в нем ремесленников и, рассматривая книгу как явление эстетическое, возродить отношение к ней как к одному из важнейших видов художественной культуры вообще.

В сопоставлении с такими виртуозными мастерами внешнего оформления книги, как Сомов, Бакст, Лансере, Билибин, Добужинский, творческая практика Бенуа стоит особняком. Он избегал шрифтов, не проектировал переплетов и обложек. Его работы для книги можно расчленить на два вида — рисунки-украшения к тексту и иллюстрационные серии.

Русская теория искусства лишь начинала осмыслять специфические возможности и выразительные средства рисунка, как такового; впервые, пожалуй, вопрос о специфической проблематике станкового рисунка был поставлен самим Бенуа в статье «Сомов» — здесь рисунок рассматривается не как подсобный вид творчества и часть живописи, а как самостоятельная область искусства. Далеко еще не осознана была русским искусствознанием как самостоятельный вид художественной культуры и графики. Интересно, что в статье 1900 года для сборника «Россия в конце XIX века», говоря о «трех знатнейших искусствах», Бенуа вообще, по-видимому, он испытывал необходимости в специальном анализе работы рисовальщиков и художников книги. В «Русской живописи в XIX веке», рассказывая о творчестве книжных иллюстраторов и журнальных карикатуристов, пытаясь подобрать термин, объединяющий их задачи и средства, он использовал неловкое выражение «рисовальщики печати»: термин «графика» еще не существовал в его современном понимании.

Иллюстрации Бенуа к «Миру искусства»

«Экспериментальной базой» для первых становятся журналы «Мир искусства» и «Художественные сокровища России». В напечатанных здесь узорно-силуэтных рисунках с их изощренной орнаментикой, построенных на сказочных или фантастических мотивах, есть чувство декоративности и редкое в прежние времена понимание ритмической и композиционной связи виньетки с плоскостью страницы и набором. Здесь важен отход художника от принципов станкового рисунка во имя поисков специфически книжной архитектоники. Но линеарная стилизация под узоры барокко и рококо обычно не слишком связана с текстом, который «украшает». Впрочем, подобную орнаментику с блеском выполняли многие мастера «Мира искусства». Заслуги же Бенуа связаны главным образом с книжной иллюстрацией.

Вклад Мира искусства в развитие книжной графики в России

Но здесь важно отметить, что интенсивная работа в области рисунка и книжной графики, пропаганда их «Миром искусства» дала существенные результаты уже в самом начале 1900-х годов. Стимул к развитию получают гравюра на дереве и литография (особо надо выделить изданный в 1900 году «Миром искусства» альбом «15 литографий русских художников»). Ряд художественных изданий и альбомов выпускает Экспедиция заготовления государственных бумаг, возникает нацеленный на эстетику книги «Кружок любителей русских изящных изданий», в популяризацию искусства включается издательство Общины св. Евгении Красного Креста, специализирующееся на художественных открытках. Все это развивает один из важнейших устоев «Мира искусства», требующий «насаждения в обществе художественных вкусов и культуры». Печатная графика становится сильнейшим оружием эстетического воздействия.


Читайте также...