НАВИГАЦИЯ
`

Основные критические тезисы: Спасение общества в живом искусстве

В условия послереволюционной действительности, не видя иных путей, Бенуа как за спасительную соломинку хватается за утопическую мечту о красоте. В искусстве видит своеобразного врачевателя общественных бед. Его бог — Аполлон, символ всесилия красоты; его религия — понятие чисто гуманистическое, носящее философско-эстетический характер. В основе его эстетической программы — теория «живого искусства» как вдохновенного и свободного творчества. Искреннее и гуманное, оно должно нести людям радость и свет.

Он сильнее, чем когда бы то ни было, чувствует личную ответственность за судьбы русской культуры, а свою роль в кипящем водовороте художественной жизни видит в объединении всех здоровых творческих сил под знаменем красоты, в организации художественного движения, построенного на идее преемственности культуры, противостоящего распаду и тлену, охраняющего и пропагандирующего наследие классики, на фундаменте которого, по его убеждению, только и может строиться искусство будущего.

Как историк, он посвящает себя исследованию опыта великих мастеров и западноевропейской живописи вообще. Здесь на первом месте искусство Италии и Франции, этих «святых мест» его неоднократного паломничества, мерило высших достижений классики, защитником и охранителем которой он себя чувствует. Его пропаганда классического наследия приобретает особый размах, книги выходят одна за другой, поражая плодовитостью и работоспособностью автора.

Монография 1908 года «Франциско Гойя» впервые знакомит русского читателя с творчеством великого испанца; «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911) — превосходный образец популярного жанра историко-художественной литературы; «Памятники западноевропейской живописи» (1912) — большой альбом, посвященный шедеврам классиков итальянского искусства и наконец огромный цикл статей, ставший книгой: «История живописи всех времён и народов».

Работа по реконструкции европейской старины

Открывшийся в 1907 году в Петербурге «Старинный театр», опираясь на помощь художников «кружка Бенуа», ставил спектакли-реконструкции, воссоздающие быт, стиль и нравы европейского средневековья и Возрождения. Журнал «Старые годы» (Бенуа член его редакционного комитета), специально посвященный изучению искусства XVIII века, продолжал дело, намеченное «Художественными сокровищами России» (его журналом) и последними выпусками «Мира искусства». Старина вошла в моду. Интерес к ней считался признаком хорошего вкуса. Это проявлялось не только в искусстве, но и в быту интеллигенции. Предметы старины коллекционировали. Квартиры и особняки заполнялись «стильной» мебелью, фарфором, бронзой, гравюрами. Возникали общества, кружки, комиссии, ставившие целью изучение и охрану памятников русской культуры,— Комиссия старого Петербурга, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины, Музей старого Петербурга (основан в 1907 г. Обществом архитекторов-художников; Бенуа — член дирекции музея). Их пропагандистом, непременным участником или учредителем был Бенуа. Сказывались ли во всем этом результаты мир искуснической пропаганды классики?

 


Читайте также...