НАВИГАЦИЯ
`

«Петрушка» - разработка костюмов

С общим представлением художника о структуре оформления связан и его метод работы над сценическим костюмом. Ведь употреблявшийся выше термин «картина» может быть отнесен к декорации, как таковой, лишь условно. Если весь спектакль есть «оживленная живопись», то отдельная декорация к нему — лишь фон, среда для действий актеров. «Картина» здесь — это декорация и движущиеся актеры, одетые в сценические костюмы, все вместе. При этом эскиз костюма — как иллюстрация к музыкальной теме, характеризующей персонаж. Процесс работы над ним состоит из ряда последовательных этапов. Первый связан с точным определением общего стиля спектакля, с выбором исторического периода, к которому отнесено действие, и нахождение нужного угла зрения, художественной трактовки этой эпохи. (В данном случае костюмы исходят из петербургских мод 1830-х гг.) Затем — изучение исторического материала, бытовой одежды и военной формы, гравюр и картин; Бенуа при работе над костюмом вновь и вновь обращался к исследованию и поискам — в музеях, библиотеках и, конечно, в собственном, тщательно подобранном собрании. Только полностью освоившись с материалом применительно к данному спектаклю, он садился за эскизы. Он разрабатывал их, приспосабливая формы исторического и бытового костюма к требованиям сцены, нередко видоизменял фасон, покрой, цвет или сочинял из элементов различных костюмов новый, обладающий большей характерностью; особенности исторического костюма обостряются, художник ищет выразительность общего силуэта, акцентирует ту или иную ведущую деталь. Он рисует эскизы в позах, характерных для роли.

Для Бенуа (как для других декораторов его круга) не существует эскиза, сделанного безразлично к исполнителю: он «привязан» к определенному артисту и учитывает особенности его дарования, фигуры, лица. Но исключительное значение художник придает «живописной партитуре» костюмов: Цветовое содержание каждого рассчитано на сочетание артистов в группы, не только красивые по живописному пятну и пластическому ритму, но соответствующие своим колоритом данному куску музыки. Художник мыслит, как режиссер. И в пестром многообразии масленичных картин «Петрушки» на балетной сцене впервые появляется не безликая «толпа вообще», а именно петербургская, русская, состоящая из метко очерченных типов и характерных групп.


Читайте также...