НАВИГАЦИЯ
`

Статьи о музыке и музыкальных произведениях. 1907 год – русские концерты в Европе

Публикации о театре и музыке

В статьях Бенуа этих лет все возрастающее место занимают музыка и музыкальный театр, в которых критик видит едва ли не наиболее перспективные области художественной культуры России. В отличие от ранних рецензий на музыкальный спектакль, где премьера рассматривалась преимущественно с точки зрения ее декорационного оформления, Бенуа подробно анализирует музыку, как таковую, а если вчитаться в его статьи на другие темы, нельзя не заметить, что они изобилуют музыкальными терминами, ассоциациями, сравнениями, экскурсами в музыку. Показательно, что даже работу в газете критик начал с рецензии на спектакль в Мариинском театре — свою любимую оперу «Руслан и Людмила» Следующая, написанная в связи с петербургскими гастролями Айседоры Дункан, ставит вопрос о специфике музыки в ее взаимоотношениях с танцем. В противовес любителям «чистой музыки» автор утверждает здесь свое пристрастие к музыке программной, «допускающей в теории образную иллюстрацию, являющуюся не одним орнаментом, а целой картиной». Поэтому столь привлекательны для него танцы американской танцовщицы, стремящейся воспроизвести в пластическом образе музыкальную мысль, как бы иллюстрируя ее. Его волнует стремление отбросить балетные штампы и условности в пользу естественности и эмоциональной выразительности пластики, он — за использование для танца симфонической и фортепианной классики. Но тем более очевидно для него, что решение, предлагаемое Дункан, «абсолютно не подходит к Шопену и, следовательно, тем менее к Бетховену. Это мастера не пластики, это — великие трагики, колористы, искусство которых чуждо бесстрастной красоты. Во время ее «танцования» Шопена хочется кричать ей: не надо, не надо танцев, здесь плачет наболевшая душа, здесь клокочет страсть, здесь требуется ужас, здесь — неистовый восторг; не надо переводить все это на красивые движения!» И все же новые идеи, принесенные на сцену, заставляют критика задуматься над путями развития хореографии. Он выдвигает вопрос о необходимости реформ «в духе Дункан».

Рецензии Бенуа на концерты Русской музыки в Гранд опера, имевшие оглушительный успех

С течением времени музыка все более властно вторгается в сферу его интересов. Недаром в программе «вторжения в Париж» вслед за демонстрацией лучших достижений изобразительного искусства стоит вопрос о музыке.

Весной 1907 года ареной очередной «художественной манифестации» становится сцена Гранд Опера. Один за другим здесь проходят организованные Дягилевым пять концертов русской музыки — «от Глинки до Скрябина». Поет Ф. И. Шаляпин. За дирижерским пультом — Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов.

«Нужно было,— пишет Бенуа, рассказывая о первом концерте, чтобы в эти годы разгрома русской культуры проявилось в «центре мира» истинное величие русской художественной идеи концерты нужно было устроить и нужно было сейчас, не раньше и не позже».

В этой статье он с любовью и вдохновением говорит о музыке. Читатель вряд ли мог остаться равнодушным, следя за чутким анализом первого действия «Руслана и Людмилы» или 2-й, 3-й частей и особенно финала. Второй симфонии Чайковского. Воспринимая музыку очень лично, субъективно, выстраивая в воображении затейливо чередующиеся пластические образы-картины, автор демонстрирует иключительный дар слушателя и истолкователя. Описания картин, рожденных музыкой, напоминают «версальские» композиции и рисунки художника этих лет. Здесь «вереница арапчат с драгоценными дарами, точно парад оловянных солдатиков, точно зашевелившиеся фигуры из старинной колоды карт», размышления под музыку «о жеманном веселье, об изящном кривляний XVIII века о маскарадах в стриженых садах, о пересмешниках-водометах». Здесь и «смелый выход короля» и «какие-то несуразно длинные фигуры с козьими мордами, какие-то тяжелые мохнатые массы — не то медведи, не то силены, какие-то вьюны-волчки»... У нас нет достаточных оснований утверждать, что композиции художника были вызваны к жизни музыкой Чайковского. Возможно, наоборот — он различал в музыкальных образах те пластические мотивы, что неотступно стояли в воображении. Как бы то ни было, но близость «версальской серии» и второй симфонии — в том восприятии и истолковании, какие давала ей фантазия Бенуа,— несомненна.

Концерты русской музыки имели международное значение ничуть не меньшее, чем недавняя выставка русского искусства. «Директорат» мог быть удовлетворен. Цель достигнута: в период жесточайшей реакции внутри страны отечественная культура одержала триумфальную победу в Европе.

Судя по письмам, художник мечтает о работе в музыкальном театре. Но такой возможности в Париже нет. Его снова и снова зовут в Россию. Он отвечает нерешительно и уклончиво. Он многое понял. Он признает себя отщепенцем. Более того: он идет на открытое самоосуждение.


Читайте также...