НАВИГАЦИЯ
`

Работа консультантом по декорациям в Мариинском театре (1918-1919 годы)

Сразу после октябрьской революции, созданный комитет просвещения проявлял особое внимание к классике и пропаганде ее лучших образцов: шедевры мировой драматургии и музыки должны были стать достоянием народа. С наибольшей результативностью могли решить такую задачу давно сложившиеся крупные театры, обладавшие превосходными труппами и являвшиеся национальной гордостью страны: недаром Советская власть, в 1918 году учредила академические театры.

Экспериментальная и поисковая работа в области оформления шла на сценах коммунальных театров и небольших драматических студий; В академических же театрах и, прежде всего, на оперно-балетной сцене царила традиционная сценическая живопись.

Бенуа – консультант художественно-декоративной части в Мариинском театреБорис Асафьев

В марте 1919 года, когда в Наркомпросе была образована Директория, управлявшая делами бывшего Мариинского театра, Бенуа вошел в ее состав вместе с Шаляпиным и Асафьевым, дирижером А. Купером, хореографом Б. Г. Романовым и режиссером П. С. Олениным. Председательствовал И. В. Экскузович. Став «консультантом по художественно-декоративной части», Бенуа сразу же занял место арбитра по всем вопросам сценического оформления. Вскоре ему предложили и должность постоянного художника Мариинского театра.

Вовлечение Бенуа в активную работу — явление показательное: только теперь впервые ему удалось получить в свое распоряжение сцену, за которую он тщетно боролся в течение многих лет; главный оппонент бывшей императорской дирекции занял пост одного из директоров и ведущих художников лучшего музыкального театра России. Ситуация, естественная в период, когда важнейшей задачей академической сцены стала охрана и широкая пропаганда классического наследия: культ классики составлял центр творческой программы «Мира искусства». «Бенуа был огромным знатоком театра, пишет Ф. В. Лопухов. Влияние Бенуа, как и Астафьева, на театр тех лет было большим и разносторонним. Они подсказывали репертуар и обосновывали свои предложения. Их советы помогали выбрать музыкантов, художников, постановщиков, а оценки, которые они давали молодым артистам, играли подчас решающую роль».

В работе директории вопросы оформления спектаклей занимали все возрастающее место: активность Бенуа встречала полное понимание со стороны Экскузовича. Круг обсуждавшихся проблем широк. Бенуа на первом же заседании говорит о «необходимости дисциплины среди технического персонала». Головину поручается разработать нейтральную одежду сцены для торжественных собраний.

При поддержке Бенуа Шаляпин представляет проект переустройства сцены, предвосхищающий то, что будет частично осуществлено через пятьдесят лет: «1) Углубить сцену, перенести заднюю часть ее через канал; 2) устроить автоматически поднимающиеся части сцены».

В центре внимания Бенуа — вопросы творческие. Он распределяет спектакли среди художников, назначает декораторов-исполнителей (роль их подчеркивалась обязательным вынесением имени на афишу), участвует в обсуждении плана постановок, просматривает все эскизы и монтировочные планы, дает по ним заключения. Его влияние распространяется и на Большой оперный театр Народного дома, в котором художественно-постановочную часть возглавляет Добужинский, а затем В. А. Щуко. В результате круг художников, сотрудничающих с петроградскими музыкальными театрами, теперь включает всех ведущих мастеров «Мира искусства». Проектируются новые балетные спектакли — «Лебединое озеро» в декорациях Добужинского, «Жизель» в оформлении Бенуа, возобновляется «Павильон Армиды» (1919).

Разработка плана оперных постановок Мариинского театра

Директория поручает Бенуа разработать план оперных постановок, где главное внимание уделено произведениям русских композиторов и музыкальным драмам Вагнера.

План этот открывается «Гибелью богов» Вагнера в декорациях Рериха, затем следуют «Осуждение Фауста» Берлиоза (Лансере), «Мейстерзингеры» Вагнера (Бенуа), «Снегурочка» Римского-Корсакова (Стеллецкий), «Садко» Римского-Корсакова (Головин), «Пиковая дама» Чайковского (Бенуа), «Евгений Онегин» Чайковского (Добужинский), «Вражья сила» А. Н. Серова (Кустодиев), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Сомов), «Тангейзер» Вагнера (Головин). Заметим: здесь указаны только названия опер и фамилии художников. Режиссер отсутствует. Так проявляется характерный для Бенуа взгляд на подготовку спектакля, в которой важнейшая роль принадлежит именно художнику, а решение в эскизах внешнего облика спектакля предопределяет весь замысел постановки. Так было и у Дягилева. С этой точки зрения «исполнить эскизы декорации» — понятие, почти идентичное «постановке спектакля»; Бенуа не видит между ними разницы и теперь ни в своих статьях, ни в письмах. Его эстетическая концепция, спроецированная на театр, дает следующую последовательность ролей в триаде создателей спектакля: художник — режиссер — актер. Разделялась ли такая позиция членами директории? Во всяком случае, план Бенуа был утвержден, что само по себе свидетельствует о значении, придававшемся директорией вопросам оформления сцены.

Его осуществление внесло бы немало интересного в развитие сценографии: в основе плана лежит точный учет соответствия каждой оперы творческим пристрастиям и индивидуальности художника. Здесь видно и желание исправить давние упущения дирекции бывших императорских театров, в частности, по отношению к Рериху, с 1907 года бесплодно мечтавшему об оформлении оперы Вагнера на Мариинской сцене, к Стеллецкому, в 1911 году разработавшему эскизы к «Снегурочке», но так и не добившемуся осуществления спектакля. Определенный интерес представляла собой и попытка организовать театральный дебют Сомова. План, однако, был выполнен лишь частично. Внимание директории оказалось сосредоточенным на подготовке в спешном порядке «Вражьей силы» и «Пиковой дамы». Параллельно с ними шла работа над балетом «Петрушка».


Читайте также...