НАВИГАЦИЯ
`

Первые, нереализованные балетные постановки: «Сильвия» и «Павилион Армиды»

Балет. Затея не удалась из-за отсутствия целостности коллектива и разных талантов

К следующему, 1901 году относится первый опыт художника в балетном спектакле. Средство — создание «коллективного произведения искусства» — в буквальном переводе допустима и такая трактовка.

Декорации и костюмы к балету «Сильвия» - коллективная работа мастеров «Мира искусства»

С этих позиций Бенуа разрабатывает план коллективной постановки в Мариинском театре «Сильвии» Делиба на романтический сюжет Торквато Тассо. Соединяя хореографию и «высокую живопись», спектакль должен «передать в действии всю эллинскую красоту музыки Делиба». Способ решения задачи — соединенные усилия ряда сильных мастеров: Бенуа стал автором декорации первой картины, над эскизами второй и третьей работал Коровин, над четвертой — Лансере; эскизы костюмов делали Серов, Бенуа и Бакст. Но тщательно проектировавшийся шедевр не удался. Участие нескольких мастеров, разность которых усиливалась яркостью их таланта, предопределило отсутствие цельности. Попытка отказаться от традиционных для хореографии костюмов, заменив «забавную, пикантную, но безусловно дикую «пачку» подлинными костюмами Эллады и связать с ними условные туры балета», оказалась тоже неудачной: стремление к историко-художественной достоверности вступило в противоречие со спецификой хореографического театра, да и с музыкой Делиба, написанной как раз для «условных туров балета», а но для античных туник. «Сильвия» не была осуществлена.

«Павильон Армиды» - балет в Мариинском театре так и не увидел сцены

Бенуа сочиняет либретто трехактного балета «Павильон Армиды» — оно выдержано в традициях Петипа и основано на мотивах «гофманианского» рассказа Теофиля Готье «Омфала». Место действия — Франция. Время — первая четверть XVIII века. В качестве композитора приглашается ученик Н. А. Римского-Корсакова Н. Н. Черепнин; приходившийся Бенуа родственником, он был тогда единственным музыкантом-профессионалом, близко стоявшим к кружку.

Но «Павильон Армиды», хоть и принятый к постановке в Мариинском театре, не увидел сцены. Тем не менее сам факт сильнейшего тяготения художника к балету как форме синтетического искусства не должен остаться неотмеченным: в этом проявлялась существеннейшая особенность эстетических воззрений раннего Бенуа с их ретроспективизмом, историческим сентиментализмом, пассеизмом. Возражая установившимся взглядам на балет как забаву вельмож и развлечение пресыщенных хозяев жизни, оппонируя пренебрежительному отношению Стасова к хореографии, Бенуа различал здесь вид искусства, наиболее органично сопряженный с традициями классического наследия XVIII и начала XIX века и максимально воплощающий идею преемственности европейской культуры.


Читайте также...

Партнёрские ссылки:

all on four