НАВИГАЦИЯ
`

Сценография в начале 20-го века

Наиболее мобильным и интенсивно развивающимся видом художественной культуры в рассматриваемое десятилетие является, пожалуй, сценография. Характерная для времени «тяга к театральности» приводит к резкому повороту в сторону театра множества живописцев. Контакты и взаимодействия между «большой» живописью и сценой усиливаются как никогда прежде. Вместе с тем укреплялся и престиж художника в театре, а функции его в качестве одного из соавторов спектакля определенно испытывали тенденцию к расширению. Показательно и то, что, впервые появившись некогда на выставках дягилевского журнала, эскизы декораций и сценических костюмов стали теперь не только полноправными, но необходимыми участниками экспозиций «Союза русских художников» и «Мира искусства». Более того, прошли первые выставки театральных эскизов. Не мудрено, что, помимо эскизов «для театра», художники нередко писали и их выставочные варианты; работа над такими «театральными картинами» была особенно характерной для творческой практики мастеров круга Бенуа. Для самого же Бенуа, не представлявшего себе мир как без живописи, так и вне театра, декорационная живопись была вообще наиболее близкой творческой сферой — своеобразный мост, соединявший оба искусства. В эти годы интенсивнейшей работы в театре он неизменно стремится к выяснению и теоретическому обоснованию специфики декорационного искусства как относительно самостоятельной и самоценной области живописи. Впрочем, рассматривая ее как «сценическую иллюстрацию», он различает в ней черты прямого родства также с графикой. Сохраняя эту общую творческую направленность, искания мастера, однако, строго разграничены по своему адресу: с равной активностью сотрудничая как в драматическом, так и в музыкальном театре, Бенуа улавливает эстетическое своеобразие каждого вида сценического искусства.

Его работа в драматическом театре развертывается вне казенной сцены и связана с новаторскими исканиями В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Евреинова и особенно К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

Развитие театральной живописи на западе и «Мир искусства»

Но, возможно, искания Бенуа и других театральных живописцев «Мира искусства» параллельны путям развития сценографии за рубежом?

В 1900-е годы на Западе резко возрос интерес к новым формам спектакля и новым пластическим принципам в театрально-декорационном искусстве. Бенуа же, как и другие театральные художники «Мира искусства», напротив, отстаивает эту систему, стремится всячески укрепить ее, оснастив настоящей, современной сценической живописью. Сочетание многовекового опыта европейской театрально-декорационной традиции с творчеством блестящих современных живописцев — таков путь, предлагаемый русскими мастерами.


Читайте также...