НАВИГАЦИЯ
`

Критические статьи Бенуа на театральную тему (до работы в МХТ)

Специальные статьи Бенуа на эту тему появляются лишь с 1907 года, но затем Бенуа — единственный среди критиков — уделяет ей самое пристальное внимание, пишет о спектаклях театра В. Ф. Комиссаржевской, рецензирует постановки «Старинного театра». Статья 1909 года «Участие художников в театре» посвящена теоретической стороне вопроса; по своей общей направленности — выяснение специфики конкретного вида искусства — она синхронна статье «Задачи графики» (заметим, что некоторые тезисы в обеих статьях совпадают). На этой стадии реформы, продолжая бороться за внедрение «большой» живописи на сцену, критик, однако, уже смело утверждает превосходство русских декораторов над зарубежными и — это главное — стремится к обоснованию специфики театральной живописи, акцентирует ее отличия от живописи станковой. «В театре главное: мысль драматурга, которая должна выдвигаться в решительно конкретной форме. Тем же, кому не интересно это главное, кто на сцене собирается писать самостоятельные картины, тому нет места в театре,— будь это сам Рембрандт, Веласкес или Милле». Важнейшие качества театрального художника — умение видеть эскиз воплощенным на сцене и дар идти к этому воплощению уверенно, напрямик. С этих позиций Бенуа выступает против всякой «стилизации», за большой стиль. «Стиль — это цельность». Слитность оформления и сценических костюмов с действием, сюжетом — такова основная мысль, в той или иной форме варьируемая в его статьях. Бенуа резко осуждает за несоблюдение, за непонимание этих принципов Дирекцию императорских театров и, прежде всего, В. А. Теляковского, этого, по словам художника, «Аракчеева русской сцены». Идеалом драматического театра представляется МХТ — автор всячески подчеркивает роль Станиславского и его театра в русском искусстве.

Притензии к академическому императорскому театру

Не оказав решающего воздействия на подход Бенуа к декорационной живописи, Станиславский чрезвычайно сильно повлиял на его понимание задач искусства: речь идет прежде всего о требовании психологической правды на сцене, «жизни человеческого духа». Отражение этих взглядов дают и статьи в «Речи». Критик использует малейшую возможность для печатного выстрела в сторону Дирекции императорских театров, требует использовать талантливых художников лучше, смелее. Он настаивает на неосуществленных возможностях драматического театра в России: «В настоящее время русский театр (единственно он на всем свете) богат небывалым обилием талантов они большие мастера, способные на великие дела. Присоедините еще к ним такую колоссальную силу, как Коровин, подумайте, сколько еще остается (благодаря оторванности Дирекции от художественного мира) неиспользованными из тех, кто уже себя успел заявить в качестве изумительных театральных художников: Бакст, Рерих, Лансере, Стеллецкий, Добужинский, Сапунов, Билибин! Это ли не „grand orchestre", это ли не позволяет считать нынешний век русского театрального дела «Золотым веком»? В борьбе с Дирекцией императорских театров критик непримирим. Не допуская оговорок, он осуждает все происходящее на казенной сцене. Воплощение высокого реализма для него — МХТ.


Читайте также...