НАВИГАЦИЯ


Книжная графика : Медный всадник

  За ним повсюду Всадник медный. Эскиз фронтисписа.

За ним повсюду Всадник медный. Эскиз фронтисписа.

Читайте также: "Русские сезоны" в Париже

Статьи о музыке и музыкальных произведениях. 1907 год – русские концерты в Европе

Публикации о театре и музыке. В статьях Бенуа этих лет все возрастающее место занимают музыка и музыкальный театр, в которых критик видит едва ли не наиболее перспективные области художественной культуры России. В отличие от ранних рецензий на музыкальный спектакль, где премьера рассматривалась преимущественно с точки зрения ее декорационного оформления, Бенуа подробно анализирует музыку, как таковую, а если вчитаться в его статьи на другие темы, нельзя не заметить, что они изобилуют музыкальными терминами, ассоциациями, сравнениями, экскурсами в музыку. Показательно, что даже работу в газете критик начал с рецензии на спектакль в Мариинском театре — свою любимую оперу «Руслан и Людмила» Следующая, написанная в связи с петербургскими гастролями Айседоры Дункан, ставит вопрос о специфике музыки в ее взаимоотношениях с танцем. В противовес любителям «чистой музыки» автор утверждает здесь свое пристрастие к музыке программной, «допускающей в теории образную иллюстрацию, являющуюся не одним орнаментом, а целой картиной». Поэтому столь привлекательны для него танцы американской танцовщицы, стремящейся воспроизвести в пластическом образе музыкальную мысль, как бы иллюстрируя ее. Его волнует стремление отбросить балетные штампы и условности в пользу естественности и эмоциональной выразительности пластики, он — за использование для танца симфонической и фортепианной классики. Но тем более очевидно для него, что решение, предлагаемое Дункан, «абсолютно не подходит к Шопену и, следовательно, тем менее к Бетховену. Это мастера не пластики, это — великие трагики, колористы, искусство которых чуждо бесстрастной красоты. Во время ее «танцования» Шопена хочется кричать ей: не надо, не надо танцев, здесь плачет наболевшая душа, здесь клокочет страсть, здесь требуется ужас, здесь — неистовый восторг; не надо переводить все это на красивые движения!» И все же новые идеи, принесенные на сцену, заставляют критика задуматься над путями развития хореографии. Он выдвигает вопрос о необходимости реформ «в духе Дункан».