НАВИГАЦИЯ
`

1914 – работа над росписями стен Казанского вокзала в Москве

С точки зрения «общественной необходимости», ведущее место в изобразительном искусстве должна занять живопись монументальная — высшая форма художественного мышления и мастерства. Борясь за ее развитие в своих художественно-критических статьях, всячески поддерживая каждую работу русских художников в этом плане, Бенуа и сам мечтает об искусстве больших форм. Ему, однако, лишь единожды пришлось работать в монументально-декоративной живописи: в 1914 году А. В. Щусев поручает мастеру руководство росписью интерьеров Казанского вокзала в Москве.

Бенуа разрабатывает общий план оформления. Исходной является мысль о том, что Казань стоит на стыке Европы и Азии, а Россия является великим связующим звеном между европейской и азиатской культурами. Она развивается во множестве сказочно-аллегорических панно и плафонов, к работе над которыми художник привлекает Лансере, Кустодиева, Добужинского и Серебрякову: термин Gesamtkunstwerk трактуется как «коллективное произведение искусства». Подход, близкий тому, который первоначально практиковался «Миром искусства» при работе над спектаклями, долженствовавшими реформировать сцепу («Сильвия»). Замысел остается, однако, в эскизах. Единственная попытка объединенными усилиями ведущих мастеров «Мира искусства» создать памятник эпохе средствами монументально-декоративной живописи не получает осуществления в связи с условиями времени: наступает 1917 год.


Читайте также...