Серия акварельных этюдов о памятниках Петербурга в годы гражданской войны
Бенуа не принимал участия в бурных послереволюционных дискуссиях по поводу судеб станковой живописи, потребностей нового общества в картине и перспектив ее развития: он писал только этюды; гуашью и темперой, но чаще всего — акварелью. Его основные мотивы — архитектурный пейзаж и интерьер, памятники петербургского барокко и классицизма, дворцы и парки Петергофа, Павловска, Гатчины.
Эти небольшие лирические этюды выдержаны в технике свободного наброска кистью — опоэтизированные образы зданий, залов, уголков парка, статуй. Бенуа не раз подтрунивал над своей влюбленностью в наследие прошлого, иронизировал по поводу «несвоевременности» и «несовременности» своих пристрастий. «Из выдумок Уэльса мне особенно соблазнительной показалась «Машина времени», но, разумеется, я на ней не отправился бы вперед, в будущее, а легонечко, постепенными переездами и с долгими остановками по дороге посетил бы такие эпохи, которые мне наиболее по душе и кажутся особенно близкими».
Выставка «Виды Петербурга и его окрестностей»
Но была у этих работ и иная цель. Запечатлевая великие творения национальной культуры и воспевая их, автор стремится передать зрителю свой восторг, призывает охранять и беречь созданное веками. «Это наша история, ее крупицы надо подбирать надо рисовать как можно больше. Вы не представляете, как это важно будет потом, не только для нас, но и для мировой истории». Напомнить о традициях, подчеркнуть связи своего творчества с отечественной культурой прошлого и, прежде всего, с великими зодчими, скульпторами, живописцами Петербурга — в этих целях Бенуа, как и его ближайшие соратники этих лет — Добужинский и Остроумова-Лебедева,— используют и выставочную трибуну. Особенно показательна открытая в 1919 году тематическая выставка «Виды Петербурга и его окрестностей», на которой рядом с работами мастеров XVIII — первой половины XIX века экспонировалось сто произведений четырех современных художников на тему «современный Петербург» (помимо перечисленных выше, в выставке участвовал также М. М. Адамович). В конечном счете Бенуа-пейзажист выступает за то же, к чему настойчиво призывал еще с марта 1917 года («Об охране художественного достояния народа»), за что в революционные годы сражался и Бенуа — музейный деятель.
Читайте также...
Партнёрские ссылки: