Серия литографий «Петергоф» (1918-1922)
На протяжении 1918—1922 годов мастер выполнил двадцать пять литографий серии «Петергоф»: аллеи и перспективы парка, архитектурные пейзажи и водные бассейны, изображения мраморных скульптур и сверкающих водяными струями фонтанов. Созданные в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, в годы голода и разрухи, когда фонтаны бездействовали, а в парке царило запустение, листы этой серии изображают Петергоф величаво спокойным и гармоничным, каким знал с детства и любил его художник — поэтичным и романтически самобытным созданием национальной художественной культуры. Петергофская серия — очередное звено в решении одной из ведущих жизненных задач художника, продолжение борьбы за признание великого наследия русской культуры, за защиту и сохранение памятников прошлого.
Другие работы мастеров Мира искусства в жанре литографий
В молодости он лишь единожды обращался к литографии («Парк», 1900). Серия «Петергоф» задумана как альбом литографий — в этом смысле она восходит к истокам «петербургской темы» в русской литографской традиции: ровно столетие назад, в 1821—1822 годах, А. Е. Мартынов создавал свою «литографскую поэму» в честь Петербурга и его пригородов, тогда же было издано известное «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» с литографиями С. Ф. Галактионова, А. П. Беггрова, А. П. Брюллова и других мастеров. Как было принято тогда, часть литографий в серии Бенуа раскрашена от руки акварелью. И, даже не будучи издана, серия «Петергоф» по своим типологическим особенностям и характеру замысла предваряла произведения других мастеров «Мира искусства», не без участия Бенуа были задуманы вышедшие в 1922—1923 годах альбомы Остроумовой-Лебедевой («Петербург»; вступительная статья написана Бенуа) и Добужинского («Петербург в 1921 году»). Оба посвящены традиционнейшей теме «Мира искусства» — «художественному Петербургу» и, построенные на привычных, излюбленных авторами сюжетах, разрабатывающие важнейшие для их прежнего творчества тематические направления, могут рассматриваться как «итоговые» графические сюиты (то же относится и к альбому 1921 года «16 автолитографий Б. М. Кустодиева»). Во всех этих альбомах (изданных Комитетом популяризации художественных изданий) использована литография. Автолитографии не появлялись в печати со времен журнала «Мир искусства». Теперь этой техникой серьезно занялись в Комитете популяризации художественных изданий. Возродившийся интерес к ней, объединивший целую группу художников, во многом объяснялся ориентацией «Мира искусства» на культуру живого карандашного рисунка, рисунка, как такового, в литографии сохраняющего свои основные свойства. С другой стороны, эта простейшая техника казалась наиболее соответствующей задачам тиражирования в трудных условиях, переживаемых полиграфией. Разные издания эти, взятые вместе, образуют как бы ряд произведений, близких типологически и отражающих определенную идейно-творческую концепцию, характерную для группы ведущих графиков «Мира искусства». Тогда же литография все шире стала использоваться и в книге. Полузабытая техника вступила в полосу стремительного развития.
В следующем «итоговом» альбоме Бенуа — «Версаль» — с литографиями не слишком органично соседствуют тоновые репродукции, воспроизводящие ранние карандашные рисунки. Но «Версаль» еще сильнее, нежели «Петергоф», иллюстрирует концепцию автора: в период разрухи, голода и неустроенного быта художник должен нести людям поэзию и красоту, напоминать о гармонии, противостоящей хаосу, утверждать незыблемое величие большого искусства. Ведь, по Бенуа, новая культура должна вырасти из освоения опыта всего мирового искусства и, прежде всего, классического, став его преемницей.
Читайте также...
Партнёрские ссылки: