НАВИГАЦИЯ
`

Серия литографий «Петергоф» (1918-1922)

На протяжении 1918—1922 годов мастер выполнил двадцать пять литографий серии «Петергоф»: аллеи и перспективы парка, архитектурные пейзажи и водные бассейны, изображения мраморных скульптур и сверкающих водяными струями фонтанов. Созданные в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, в годы голода и разрухи, когда фонтаны бездействовали, а в парке царило запустение, листы этой серии изображают Петергоф величаво спокойным и гармоничным, каким знал с детства и любил его художник — поэтичным и романтически самобытным созданием национальной художественной культуры. Петергофская серия — очередное звено в решении одной из ведущих жизненных задач художника, продолжение борьбы за признание великого наследия русской культуры, за защиту и сохранение памятников прошлого.

Другие работы мастеров Мира искусства в жанре литографий

В молодости он лишь единожды обращался к литографии («Парк», 1900). Серия «Петергоф» задумана как альбом литографий — в этом смысле она восходит к истокам «петербургской темы» в русской литографской традиции: ровно столетие назад, в 1821—1822 годах, А. Е. Мартынов создавал свою «литографскую поэму» в честь Петербурга и его пригородов, тогда же было издано известное «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» с литографиями С. Ф. Галактионова, А. П. Беггрова, А. П. Брюллова и других мастеров. Как было принято тогда, часть литографий в серии Бенуа раскрашена от руки акварелью. И, даже не будучи издана, серия «Петергоф» по своим типологическим особенностям и характеру замысла предваряла произведения других мастеров «Мира искусства», не без участия Бенуа были задуманы вышедшие в 1922—1923 годах альбомы Остроумовой-Лебедевой («Петербург»; вступительная статья написана Бенуа) и Добужинского («Петербург в 1921 году»). Оба посвящены традиционнейшей теме «Мира искусства» — «художественному Петербургу» и, построенные на привычных, излюбленных авторами сюжетах, разрабатывающие важнейшие для их прежнего творчества тематические направления, могут рассматриваться как «итоговые» графические сюиты (то же относится и к альбому 1921 года «16 автолитографий Б. М. Кустодиева»). Во всех этих альбомах (изданных Комитетом популяризации художественных изданий) использована литография. Автолитографии не появлялись в печати со времен журнала «Мир искусства». Теперь этой техникой серьезно занялись в Комитете популяризации художественных изданий. Возродившийся интерес к ней, объединивший целую группу художников, во многом объяснялся ориентацией «Мира искусства» на культуру живого карандашного рисунка, рисунка, как такового, в литографии сохраняющего свои основные свойства. С другой стороны, эта простейшая техника казалась наиболее соответствующей задачам тиражирования в трудных условиях, переживаемых полиграфией. Разные издания эти, взятые вместе, образуют как бы ряд произведений, близких типологически и отражающих определенную идейно-творческую концепцию, характерную для группы ведущих графиков «Мира искусства». Тогда же литография все шире стала использоваться и в книге. Полузабытая техника вступила в полосу стремительного развития.

В следующем «итоговом» альбоме Бенуа — «Версаль» — с литографиями не слишком органично соседствуют тоновые репродукции, воспроизводящие ранние карандашные рисунки. Но «Версаль» еще сильнее, нежели «Петергоф», иллюстрирует концепцию автора: в период разрухи, голода и неустроенного быта художник должен нести людям поэзию и красоту, напоминать о гармонии, противостоящей хаосу, утверждать незыблемое величие большого искусства. Ведь, по Бенуа, новая культура должна вырасти из освоения опыта всего мирового искусства и, прежде всего, классического, став его преемницей.


Читайте также...