НАВИГАЦИЯ


Картины : Русский цикл

  Петергоф. Фрейлинские дома. 1900.

Петергоф. Фрейлинские дома. 1900.

Читайте также: С чего начиналось движение "Мир искусства"

Дягилеву удалось объединить молодых художников. Первая успешная выставка

Куда успешнее действовал Дягилев. Уже в процессе своего дебюта в качестве устроителя выставок (Выставка английских, шотландских и немецких акварелистов в Академии художеств, 1897) он выступает художественным деятелем исключительной энергии и таланта. Превосходная организация выставки не осталась незамеченной: деятелей дягилевского типа, «художественных антрепренеров», Россия не знала; недаром вслед за восхищенным В. А. Серовым к Дягилеву и петербургскому кружку потянулись Левитан, К. Коровин, Нестеров, А. Васнецов и Переплетчиков. Идея совместных выступлений приобретала теперь реальный характер. Ее поддержал и Репин. Для «кружка Бенуа» это имело особое значение: Репин оставался для него крупнейшим живописцем России. (Заметим, что в небольшой коллекции Дягилева рядом с работами Менцеля, Ленбаха, Пюви де Шаванна висели тогда этюды Крамского и Шишкина, на самом же почетном месте — репинские.) Дягилев действовал энергично. Организованное кружком собрание художников по предложению Бакста и приехавшего в Петербург Серова решает устроить выставку (на средства Дягилева и от его имени; ему же предоставлялось право приглашения участников и отбора картин), а при удаче — образовать и новое общество, даже выпускать журнал. Верят в Дягилева и москвичи: на собрании в мастерской В. Д. Поленовой его предложения решительно поддерживают К. А. Коровин, А. Я. Головин, С. В. Малютин, А. М. Васнецов, М. А. Врубель. Не раздумывают и финские мастера — А. Галлеп, Е. Ернефельт, М. Энкель. Разновидность взглядов и творческой ориентации никого не останавливала: речь шла лишь о совместной экспозиции, оппонирующей господствующим выставкам — академической и передвижной, а не о каком-либо единстве в смысле политической, социальной или эстетической платформы. «Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько что-то вроде практической необходимости,— писал Бенуа.— Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки — академическую, передвижную и акварельную, или принимали только частично, с браковкой всего того, в чем сами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий.