НАВИГАЦИЯ


Театр : Декорации

  Зал родового замка Боротин. 1908.

Зал родового замка Боротин. 1908.

Читайте также: "Русские сезоны" в Париже

«Петрушка» - новаторская концепция спектакля (восприятие пространства сцены)

В оформлении «Петрушки» ясно различимы характерные для Бенуа (как, впрочем, для Головина, Коровина, да и ряда других мастеров) принципы пространственно-временной концепции спектакля. Художник театра имеет дело с совершенно реальным (физическим) пространством сцены, ограниченным пределами и параметрами традиционной сцены-коробки. Он должен освоить его, переработать, превратить в пространство художественное. Он может создать конкретно-изобразительный экспозиционный фон, внешний облик «картины» или эпизода, характеризующий место, обстановку и время драматургического действия, либо сформировать условную образно-пластическую среду, в которой предстоит жить актеру и будет зрительно воплощена режиссерская концепция спектакля. Как бы то ни было, речь идет о преобразовании пространства физического в воображаемое, в художественный микромир: нечто подобное целям, которые ставят перед собой искусства, по традиции причисляемые к пространственным. С этой точки зрения работа театрального художника есть не что иное, как мастерство оформления сценического пространства. Но, выступая как форма искусства пространственного, пусть своеобразная и театрально специфическая, декорация, следуя за действием, развивается по сугубо временным законам. Только развертываясь во времени, имеющем тоже конкретный характер сценического времени, она формирует динамический образ постановки. Определяющую роль в этом пространственно-временном комплексе играет ритм спектакля. Диапазон взаимосвязей между рассматриваемыми категориями широк, а варианты соотношений многообразны.