НАВИГАЦИЯ
`

История живописи всех времён и народов. Цикл статей, превратившийся в энциклопедию

«История живописи всех времен и народов». Издание было задумано в 1910 году и планировалось в четырех частях, последовательно излагающих «историю пейзажа, портрета, батальной и жанровой живописи, идейной живописи». Уже первые выпуски, начавшие выходить в 1912 году и посвященные искусству древности (Египет, Ассирия и Вавилония, античность), свидетельствовали о широком охвате темы и энциклопедической эрудиции автора. Бенуа анализировал историю пейзажа, трактуя термин «пейзаж» расширительно — не как определенный жанр, а, с известной натяжкой, как всякую живопись, непосредственно не изображающую человека и в связи с этим являющуюся элементом картины, наиболее общим для всех эпох и школ. Он не раз заменяет термин «пейзаж» словами «сценарий», «постановка», «декорация», «место действия», «ансамбль». Подобная система изложения была, по его мнению, наиболее удобной для постепенного введения читателя в сущность темы.

«История живописи» менее всего похожа на академический труд, исследующий культуру прошлого безотносительно к задачам современного искусства. Бенуа собирался довести изложение первой части книги до живописи импрессионистов и закончить вопросом о том, как «пейзажное отношение» заполнило современное искусство и «все в живописи приобрело одинаковое для художника значение с точки зрения «живописных» теорий, как мало-помалу и самый «пейзаж» стал утрачивать первоначальный смысл, уступая место исканиям абсолютно живописного характера». В этом отношении книга имела конкретный адрес: направленная против декадентства, понимаемого как движение, отказывающееся от реалистических традиций прошлого, она должна была показать, что «передовое художество» превращает живописца в одиночку, который из своей кельи хладнокровно смотрит на переливы красок и форм, не понимая внутреннего смысла явлений и не задаваясь целью понять их: «Прежние художники «пользовались глазом», настоящие — «в рабской зависимости» от него. Еще один шаг — и художники уйдут окончательно в себя, закроют самый вид на внешний мир, пожелав сосредоточить все внимание на игре форм и красок. Получится тогда полная слепота по отношению к внешнему миру».

В процессе работы над книгой Бенуа отказался от первоначального замысла: начиная с 18-го выпуска подзаголовок «Пейзажная живопись» уже не встречается, а в тексте преобладают общие оценки творчества мастеров и их произведений. Анализы и оценки эти порой настолько точны и выразительны, что вряд ли могут вызвать возражения и в наше время. Особенно в разделах, где говорится об итальянских художниках XIV—XV веков, о венецианской школе живописи, и прежде всего о Тициане, о живописи Италии XVII и XVIII столетий, о мастерах Нидерландов и Фландрии, о Пуссене и Ватто.

К 1917 году издание прекратилось на 22-м выпуске первой части книги, посвященном французскому искусству середины XVIII века. Но и в далеко не завершенном виде труд Бенуа может быть поставлен вровень с лучшими достижениями русского академического искусствознания этой поры — исследованиями Д. В. Айналова, О. Ф. Вальдгауэра, И. Э. Грабаря, Н. П. Кондакова, Н. И. Романова; Б. Р. Виппер справедливо замечает, что его отдельные разделы могут расцениваться и как успех мирового искусствознания второго десятилетия XX века.

Вторая попытка издать книгу в 1919 году

Много лет Гржебин (книгоиздатель) лелеял мысль о полном издании сочинений Бенуа. Теперь его издательство решило продолжить прерванную войной и революцией «Историю живописи всех времен и народов», одновременно приступив к работе над собранием художественно-критических статей Бенуа. План и структура последнего были тщательно разработаны автором: пять томов, содержащих избранные художественно-критические статьи, охватывали 1898—1917 годы; основу составляли «Художественные письма» из «Слова» и «Речи». Книга должна была называться «Художественные письма. (Итоги двадцати лет художественной жизни России)». Подготовка издания была поручена С. Р. Эрнсту: недавно, в начале 1917 года закончивший работу над монографическим очерком о Бенуа, он был первым биографом художника. Весной 1919 года петроградская газета «Жизнь искусства» сообщила о близком выпуске пятитомника, но оно так и не состоялось из-за эмиграции Гржебина.

Полезная ссылка: данную книгу можно прочесть на сайте www.benua-history.ru


Читайте также...