НАВИГАЦИЯ


Картины : Русский цикл

 

Читайте также: Журнал "Мир искусства"

Первые статьи Бенуа в "Мире искусства" и первые конфликты в редакции

Стилистические особенности статей Бенуа Статьи, написанные для специального журнала, каким был «Мир искусства», адресованы отнюдь не широкому читателю, а так называемой «культурной среде», прежде всего — художникам. Автор тщательно разрабатывает план статьи, с вниманием относится к языку и стилю. Обширный очерк или короткая заметка об искусстве сами по себе должны быть произведениями искусства, и художник стремится писать легко, свободно, эмоционально. Любопытно, что мелькающие в тексте галлицизмы, французские mot и целые иностранные фразы возникают вовсе не от авторского желания «европеизировать» свою речь. Степень уснащения иностранной лексикой возрастает в статьях, написанных за рубежом (так у Бенуа будет и позднее), заставляя встревоженного автора обращаться к друзьям с просьбой о редактировании: «Это нечто позорное, и я знаю, отчего оно происходит: совершенно не слышу русской речи и не читаю русских книг! Ты (или кто-либо из вас) можешь пособить горю, исправляя мои статьи и заменяя галлицизмы и цельные иностранные слова — русскими». Статьи о западноевропейской живописи Действительно, в первых статьях, написанных в Париже в 1898—1899 годах, проглядывают и неуверенность и какая-то осторожность: печатавшиеся в «Хронике» под рубрикой «Беседы художника», они, знакомя читателя с художественной жизнью Западной Европы, носят характер культуртрегерский. С неизменным уважением относясь к творчеству Менцеля и традиционно высокой культуре немецкого рисунка вообще (особенно близки ему рисовальщики Т. Т. Гейне, Ю. Диц и Бруно Пауль), критик, однако, сосредоточивает внимание на искусстве Франции. Не только потому, что освещение современной художественной жизни Германии редакция возложила на Грабаря, в отличие от многих русских мастеров, столицей европейской живописи Бенуа считает теперь вовсе не Мюнхен, а Париж. В качестве корреспондента журнала он дает обзоры парижских выставок и посвящает ряд персональных очерков мастерам французского искусства.