НАВИГАЦИЯ


Фотографии : Современники

  Евгений Лансере в своём кабинете.

Евгений Лансере в своём кабинете.

Читайте также: Ранняя художественная критика

Статьи Бенуа в газете «Слово»: обзоры выставок (1904-1905)

Еще в канун революции 1905 года, захваченный общим стремлением к демократизации всей духовной жизни России, Бенуа серьезно задумывался над общественным назначением искусства, над пропагандистски-просветительским долгом критика. Он мечтал о настоящей публичной кафедре, с которой можно систематически и подробно говорить с людьми. Он хотел обращаться не только к «культурной среде» — петербургским или московским своим коллегам и любителям широкой аудитории. Ему нужен весь город, вся страна. Так Бенуа приходит в газету «Слово». Круг его читателей меняется. Статья о выставке «Союза русских художников». Среди тех, что посвящены современной живописи,— ряд обзоров выставок. План их традиционен: общее впечатление от экспозиции, описание и анализ центральных произведений, беглое перечисление менее значительных, наконец, общеэстетические суждения и прогнозы. Первый среди этих обзоров посвящен выставке «Союза русских художников», которой новое объединение начинает свою деятельность в Петербурге, следующий — выставке Московского товарищества художников. В «Союзе» Бенуа возглавлял «петербургскую группу» художников и, судя по статьям, хотел видеть в нем преемника и продолжателя дягилевского дела: «Два года в Петербурге не было выставок «Мира искусства». Нынче они возродились под новым заглавием». Многое на выставке кажется ему интересным, но в центре обзора — Малявин и Грабарь. Именно их работы возбуждают у публики наибольшее недоумение, даже негодование,— и критик считает долгом анализировать их особенно подробно, отстаивать, защищать. Он хочет вести зрителя по дорогам нового в искусстве, воспитывать вкус и умение различить в непривычном и трудно воспринимаемом произведении элементы подлинной живописной культуры и мастерства. Более того, он с вниманием останавливается перед картиной даже явно непонравившегося, но, по его мнению, бесспорно одаренного С. Ю. Судейкина.