НАВИГАЦИЯ


Книжная графика : Пиковая дама

  Германн у подъезда графини

Германн у подъезда графини

Читайте также: Книги

Книга «Русская школа живописи» (1904 год)

Бенуа не настаивал на неоспоримости своих выводов об истории искусства. Об этом свидетельствовала уже книга «Русская школа живописи», первые выпуски которой — превосходные издания большого формата, украшенные орнаментикой Лансере и Добужинского,— появились уже в 1904 году. Здесь анализ живописи России XVIII—XIX веков ведется с точки зрения «школы», понимаемой как «общая работа для общей цели». Подобный подход сказывается на трактовке творчества ряда крупных мастеров, во многом не совпадающей с оценками в первой книге. Он принуждает, к примеру, положительно отнестись к Брюллову, признать, что Верещагину принадлежит «почетное место» в истории живописи, доброжелательно отозваться о Шишкине. Что же касается заключительной главы, характеризующей современную русскую живопись, то страницы ее буквально испещрены такими «поправками». Заключительная часть книги (о современном искусстве). Готовя к печати заключительный выпуск книги «Русская школа живописи», он не только дополняет ее рассказом о новых именах и новых тенденциях, но многое переосмысливает. Намеренное восхваление «молодых и свежих» явлений, бросавшееся в глаза в первой книге Бенуа, уступает место серьезному разбору, предваряемому оговоркой о том, что автор не хочет «вдаваться в их безотносительную оценку, предвосхищая их значение «перед вечностью». И, рассматривая Врубеля, Сомова и Малявина как знаменосцев новейшей живописи, он видит в сложном творчестве этих мастеров прямую связь с «упадочным» обществом, породившим их как «явления, отмеченные печатью дегенерации, но не лишенные грандиозности», а недавно «молодой и свежий» Сомов трактуется мастером, в работах которого различимы типичные для времени черты одряхления.