НАВИГАЦИЯ


Театр : Костюмы

  Барабанщик при кукольном театре. 1911.

Барабанщик при кукольном театре. 1911.

Читайте также: Бенуа - первый художник-постановщик МХТ

Статьи о МХТ. За современный реализм на театральной сцене, но против крайних новаторов и революционеров

Статьи в «Речи» по поводу новых спектаклей МХТ разъясняют пути, которыми идет театр, излагают театральные верования автора, спорят с противниками постановки. Бенуа отстаивает необходимые театру «подлинное чувство жизни, искренность, правду», «живое переживание», наконец, «познание жизни во всей ее сложности». Он выступает за реализм, видя в нем вечный и плодотворнейший путь искусства: «Ох, до чего надоели, осточертели, омерзели всякие фокусничанья, якобы долженствующие заменить «отживший реализм». Знаменитое «верю» Станиславского становится для критика важнейшим приемом проверки не только театра, но и художников на искренность, на глубину и правду творческого переживания. Несмотря па изрядное количество театрально-критических работ, посвященных МХТ и драматическому театру вообще, среди них редко встречаются такие, что могут быть поставлены в ряд с лучшими художественно-критическими статьями Бенуа. В тех разделах, где анализируется оформление спектакля, они и до сих пор не потеряли своей привлекательности. Декорация здесь — важная область современной живописи, но особая, подчиненная законам сцены. Ее характер и облик целиком связаны с исходным — драматургическим материалом, воссоздаваемым в спектакле. Вот почему, подобно книжному иллюстратору, опирающемуся на конкретное литературное произведение, художник театра обязан подчинить свою фантазию идее драматурга, «стилю эпохи», жанру особенностям пьесы. С точностью исторического живописца он должен воскресить архитектуру и ландшафт,